История этого необычного памятника началась задолго до его сооружения. В Куркиёкском краеведческом центре в течение многих лет проводились экспедиции по поиску старых каменных выработок. Следы привели в деревню Савоя, неподалеку от посёлка Куркиеки (Журавлиная река). Когда-то здесь были каменоломни, где разрабатывался серый гранит для Санкт-Петербурга. С того времени сохранилось предание о русском кладбище у подножья горы Тайвасенмяки. (в переводе с финского Небесная гора), где нашли упокоение каменотёсы. Впоследствии на каменоломнях добывался гранит и для нужд жителей соседних деревень. Камень шел на строительство мостов, фундаментов домов и массивных коровников. После войны деревня постепенно опустела, домов не осталось, поля использовались как сенокосные угодья, дороги постепенно заросли. О прошлом остались лишь призрачные напоминания в виде фундаментов из тесаного гранита. Но, так уж случилось, что именно через деревню Савоя стали прокладывать новую федеральную трассу, ведущую из Санкт-Петербурга в город Сортавала. У краеведов возникла идея установить памятную композицию карельским каменотёсам. Это предложение было инициировано сотрудниками Куркиёкского краеведческого центра и Регионального музея Северного Приладожья. Идею поддержали и дорожные строителями ЗАО «ВАД», которые по сути дела и сами применяли приёмы каменотёсного мастерства при прокладке трассы через горные участки дороги. Открытие композиции «Деревня каменотёсов» состоялось 25 октября 2015 года во время запуска нового участка трассы «Санкт-Петеубруг -Сортавала». Так, при въезде в посёлок Куркиёки появился необычный арт-объект, напоминающий о подвижническом труде каменных дел мастеров. По кругу выстроены обнаруженные в ходе строительства гранитные верстовые столбы, бордюрные камни и элементы мостов XVIII-XIX вв. Там же оформлены выставочные образцы облицовочного и поделочного камня и с берегов Ладоги, и Онеги. Знакомство с небольшой коллекцией под открытым небом заманивает и увлекает. Хочется посмотреть на эти камни и в глубине Карелии, в массивах древних месторождений, и вновь и вновь полюбоваться шедеврами архитектуры, где камень оттеняет и подчеркивает величественные творения мастеров.
В многоцветных россыпях камней можно увидеть и загадочный шунгит, и знаменитый шокшинский кварцит (шоханский порфир или вельможный камень) . Им украшено основание Чесменской колонны, ступени к алтарю и нижнюю часть иконостаса Исаакиеваского собора. В южном нефе собора стоит бюст Огюста Монферрана работы его ученика, скульптора А.Фолетти. Бюст создан из тех пород камня, которые использовались при отделке собора. Так, накидка и ордена выполнены из шокшинского порфира. На Исаакиевской площади стоит памятник императору Николаю I на пьедестале из этого же удивительного по красоте камня тёмно-вишнёвого цвета. Из шокшинского малинового кварцита была изготовлен и саркофаг Наполеона, расположенный в крипте собора Святого Людовика Дома инвалидов. Император Николай
I подарил французскому правительству специально для памятника двести тонн этого редкого по красоте камня.
Композиция камней «Деревня каменотёсов» расположена на дороге, которая прорезает скальный массив с вкраплениями альмандина, самой твёрдой разновидностью красно-фиолетовых гранатов. Такие же вкрапления встречаются и в других месторождениях Приладожья. Константин Васильевич Марков, военный инженер, гражданский инженер-строитель возвел ряд замечательных домов в Санкт-Петербурге, используя гранит с примесями альмандина, Перед началом Первой мировой войны В.К.Марков был директором правления АО «А. Ауэрбах и Кo» и Финляндского строительного общества, был избран в столичную городскую Думу. Бывая в своем имении в Тиурула на берегу Ладоги, он обратил внимание на прекрасные по фактуре граниты, которые использовал для облицовки строящихся домов.
На международных выставках 1911 года в Риме и Турине самыми лучшими и красивыми архитектурными произведениями были признаны русские павильоны. Иностранные архитекторы считали их началом «новой классики». Автором этих красивых павильонов оказался совсем еще молодой и мало кому известный архитектор Владимир Алексеевич Щуко.
Серьезным творческим успехом Щуко явилось проектирование и строительство двух доходных домов на Каменноостровском проспекте в Петербурге. В проектировании участвовал владелец — инженер К. В. Марков. Для работы над фасадами он пригласил В.А.Щуко. Для решения фасадов многоэтажного жилого дома Щуко впервые в русской архитектуре применил классический «колоссальный» ордер. В архитектурном сочетании этих домов, разных по композиционному приему и формам, молодой Щуко обнаружил прекрасное градостроительное чутье и чувство ансамбля. Эта работа принесла ему славу и вызвала многочисленные подражания.
Основные здания, спроектированные и построенные К.В. Марковым в Санкт-Петербурге:
1. Доходный дом К.В. Маркова. Каменноостровский пр., 67 – ул. Графтио,2.1908.
2. Доходный дом К.В. Маркова. Каменноостровский пр.,63.1908-1910. завершен В.А.Щуко.
3. Доходный дом К.В. Маркова. Каменноостровский пр.,65-ул.Графтио,1.1910-1911. Завершен В.А.Щуко.
4. Дом Финлнядского акционерного общества молочной торговли. Ул. Профессора Попова,7 а. 1910-1911.
5. Доходный дом. Бронницкая ул.,37 – набережная Обводного канала,1911 -1912
Тиурульский гранит с альмандином был также использован для облицовки двух нижних этажей здания коммерческого банка, расположенного по адресу Невский проспект, 1. Его полированными плитами оформлен величественный портал главного входа в здание и вертикальное членение стен. Автором проекта стал Владимир Петрович Цейдлер ( 1909-1911).
Неподалёку от посёлка Куркиёки есть еще одно интересное месторождение гранита на берегу Ладоги, которое со всех сторон обступают скалистые обрывы со следами древних землетрясений.
Каменные глыбы использовались для строительства фундаментов хозяйственных построек местных жителей. Один из камней чуть не стал пьедесталом для памятника Петру I на Сенатской площади Этьена Фальконе. В июне 1768 года Академия художеств объявила о розыске камня-скалы для постамента “конной статуи”. Каменных дел мастер Андрей Пилюгин 27 августа в своём рапорте сообщал, что сыскано шесть камней. Одна большая глыба “Токарь-камень” была найдена недалеко от Кронеборга (Куркиёки) на берегу Ладожского озера, на склоне горы, поросшей лесом. Но камень оказался “трещиноватым” и поэтому после осмотра его забраковали.
Есть еще множество загадочных историй, связанных с использованием карельского камня в строительстве Санкт-Петербурга. Сотрудники Куркиекского краеведческого центра продолжают свои исследования и проводят увлекательные экскурсии по историческим деревням Приладожья, где велись разработки камня для строительства Санкт-Петербурга.